Ответ

Датчик кислорода (ДК, лямбда-зонд) предназначен для определения количества кислорода в отработанных газах, поэтому находится на выпускном коллекторе либо дальше в выхлопной трубе. Бывают автомобили с двумя датчиками, в этом случае один находится в выпускном коллекторе до катализатора, а второй - после.


Количество зависит от соотношения топлива и воздуха в смеси, подаваемой в цилиндры двигателя. Датчик выдаёт информацию (напряжение от 0 до 1 Вольт) на блок управления двигателем (ЭБУ, ECU). По этим данным ЭБУ может корректировать количество впрыскиваемого бензина путем увеличения или уменьшения времени открытия топливных форсунок, то есть может обогащать либо обеднять смесь.

Обратите внимание что корректировкой состава смеси занимается всегда первый датчик, ближе к двигателю, в случае если их два. А второй стоит после катализатора и его задачей является проверка эффективности катализатора. ЭБУ просто постоянно сравнивает сигналы двух ДЗ и если разница становится слишком большой, он зажигает лампочку "CheckEngine"  и записывает в память ошибку "Низкая эффективность работы катализатора". И эта ошибка не обязательно значит что вам надо менять катализатор, может просто датчики устали - вам нужна диагностика.

Существует такой параметр топливо-воздушной смеси, как l (лямбда) - коэффициент избытка воздуха. Он показывает во сколько раз количество воздуха в смеси превышает стехиометрическое значение (14,7 кг воздуха на 1 кг топлива). Поэтому, напряжение которое выдает лямбда-зонд является важным параметром при работе двигателя.

Если говорить более конкретно, в зависимости от показаний ДК блок управления двигателем может изменять угол опережения зажигания и время открытия форсунок - это все. Но этого вполне достаточно чтобы снизить расход топлива вплоть до нескольких литров и оптимизировать динамику автомобиля. Даже звук работы двигателя меняется.

В режиме "кикдаун" или "педаль в пол" ЭБУ не учитывает показания ДК, поэтому если ваша "полторашка" кушает 13 литров и вы гоняете как бешенный, то замена лямбды вам не снизит расход до 10 литров - не обманывайте себя. А если вы ездите спокойно или много ездите по трассе - вы вправе ожидать значительного снижения расхода топлива от вашего автомобиля заменив ДК.

Замечание Не рекомендуется по косвенным признакам сразу бежать менять лямбду. Вам надо съездить на диагностику где к вашей машине подключат сканер и газоанализатор и покажут вам что графики напряжения с ДК (на холостых - затухающая синусоида вокруг 0.5В с амплитудой 0.3-0.1В) и при резкой прогазовке должно быть видно что лямбда либо не успевает менять напряжение либо "подвисает" на каком-то значении. Вот тогда можно смело менять ДК и вы не ошибетесь!

Так же графики напряжения можно смотреть осциллографом. Мультиметром вам получить адекватную картину не удастся - напряжение меняется в несколько раз быстрее чем может показать мультиметр.

© 2007 - 2017 Mazda-323.ru