- 27.05.2009
-
(
4 голоса, среднее 5 из 5
)
В автоматической коробке передач переключение скоростей происходит автоматически. Однако, водитель может в любой момент вмешаться в работу автоматики, выбрав наиболее оптимальный режим движения автомобиля исходя из внешних условий движения.
Частые поломки АКПП связаны именно с неумением правильно пользоваться положением рычага выбора диапазонов переключения передач АКПП или просто ленью водителя, не желающего, лишний раз протянуть руку к рычагу. Нарушаются правила эксплуатации автоматической коробки передач , что существенно уменьшает ее срок службы, а в конечном итоге приводит к ее поломке и дорогостоящему ремонту. Рычаг выбора диапазонов переключения передач устанавливается сбоку от водителя в полу на щите или на рулевой колонке.
Соответственно на каждой конкретной марке автомобиля он исполнен по-разному, но имеет ряд одинаковых признаков.
Первый признак, это несколько положений рычага, которые обозначаются буквами или цифрами. Второй признак, на рычаге установлен фиксатор рычага «фиксатор опасных переключений».
Фиксатор «опасных переключений» расположен на рычаге справа или слева, выполнен в виде кнопки. Если рычаг расположен на рулевой колонке, то фиксатор может отсутствовать.
Для предотвращения поломки АКПП категорически запрещается нажимать фиксатор рычага при перемещении рычага из D в R в P при движении автомобиля вперед!!! Может привести к серьезной поломке АКПП.
Позиция «P» Парковка. Выбирается при длительной стоянке автомобиля, когда убрана нога водителя с педали тормоза. В этом положении все элементы АКПП отключены, давление ATF подается только в гидротрансформатор, радиатор охлаждения АКПП, подшипники. Выходной вал коробки заблокирован, перемещение автомобиля невозможно. Переводить рычаг в это положение, можно только при полностью остановленном автомобиле, иначе это может привести к поломке автомата. ( Если уже кто то пытался перевести рычаг на P в движении и может мне возразить, что ничего не случилось, был слышен треск, а потом машина встала, рассказываю. Стоит защита от д-у-р-а-к-о-в, в виде подпружиненного храпового механизма, «собачка», который может в итоге и не сработать, выломает штифт из корпуса АКПП, все это перемелет, переклинить и вылезет наружу. Такую АКПП я уже ремонтировал.)
Позиция «R» Реверс, задний ход. С этим все понятно, но переводить рычаг в эту позицию можно только при неподвижном автомобиле. При переводе рычага в положение R, когда автомобиль движется вперед, может привести к выходу из строя АКПП, трансмиссии, двигателя (например обрыв ремня ГРМ). В лучшем случае автомобиль бросит в занос, потом заглохнет двигатель и авто пойдет накатом.
Позиция «N» Нейтраль. Выбирается при буксировке автомобиля. (при движении накатом пользоваться не советую, об этом в отдельной статье) В этом положении все элементы АКПП отключены , давление ATF подается в гидротрансформатор, радиатор охлаждения АКПП, подшипники . Выходной вал АКПП свободно вращается, т.е. блокировка отключена, автомобиль перемещается свободно.
Позиция «D» или «D4» Основной режим движения автомобиля вперед. Все передачи автоматически переключаются с первой по … сколько есть в АКПП, третью, четвертую или пятую. Используется в нормальных условиях движения автомобиля.
Позиция «3» или «D3» Реализована в пятиступенчатых или четырехступенчатых АКПП. Движение только до трех передачах вперед. Рекомендую использовать при движении в городе, с частыми притормаживаниями авто. Так же рекомендую использовать на грунтовых дорогах с частыми подъемами и спусками.
Позиция «2» Движение только до двух передач вперед. Переключать можно при начале движения и в движении, когда авто двигается вперед со скоростью не более 50 км/ч, при «сброшенной» педали акселератора «газа», кнопку «опасных переключений» нажимать не надо. Рекомендую использовать этот режим движения в первую очередь на грунтовых, лесных, заболоченных дорогах, когда больше 40 и не разгонишься. Зимой, при торможении двигателем на скользкой дороге (автомобили с задним приводом ). При движении в горах, например, когда идете в колонне машин на перевале, нет необходимости все время вдавливать в пол педаль тормоза, переключитесь на «2»!!! Тормоза не откажут в экстренном случае, колодки тормозные будут целее , охлаждение двигателя лучше и АКПП не задушите в горах.
Позиция «1» или «L» Движение только на первой передаче вперед. Переключать можно при начале движения и движении автомобиля вперед на скорости не более 25-30 км/ч зависит от вида АКПП и двигателя, при «сброшенной» педали акселератора «газа» с нажатием кнопки «опасных переключений».
На большой скорости не переключать!!! Сразу на 1 передачу при большой скорости АКПП не переключиться, но все равно автомобиль может бросить в занос!!!
Рекомендую использовать этот режим в первую очередь при движении по бездорожью, грязи, снегу и т. п. Использовать на очень крутом спуске или подъеме. ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать, когда автомобиль застрял в колее позицию «L» или «1» и никакую другую и педаль газа не вдавливать в пол, а нажимать не более 1/3 от полного хода!!! На 5 ступенчатых автоматах позицию "2", если нет позиции "L" .
Кнопка «OD» OD –overdrive повышающая передача. Кнопка OD. На 5 ступенчатой АКПП это 5 передача, на 4 ступенчатой АКПП это 4 передача. Расположена на рычаге выбора диапазонов переключения передач. Кнопка «OD» отжата, на приборной доске горит «OD OFF»-что в переводе на русский язык – повышающая (4 или 5) передача выключена, переключение на повышающую передачу запрещено. См. на фото 7A. Если кнопка нажата, а рычаг находится в положении «D» индикатор на приборной доске не горит «OD OFF», то переключение на повышающую передачу разрешено. См. на фото 7B.Рекомендую включать кнопку OD только при достижении автомобилем скорости 80-100 км/ч (в зависимости от типа АКПП и двигателя) и выключать при достижении авто скорости менее 70км/ч. В городе не рекомендую пользоваться «OD», из-за частых переключений. Так же при полной загрузке автомобиля, буксировке другого авто (что крайне не желательно на автомате), с прицепом, повышенную передачу не включать вообще.
На большинстве моделей автомобилей рычаг переключения блокируется, и что бы его привести в подвижность, необходимо повернуть ключ в замке зажигания и нажать педаль тормоза. При отключенном аккумуляторе или его разряде, эта система не работает, не подается электричество на трос электромагнитного клапана - система безопасности. В этом случае для снятия блокировки на некоторых моделях существует кнопка, обычно красного цвета.
Автор: Виталий Александрович